ПСИХОЛОГиЯ

ПЕРЕХОД К ФГОС

 

   

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

УЧЕБНО – ВОСПИТАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО _ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЯТОМ КЛАССЕ

 

ПРОГРАММА КУРСА

по введению учащихся в школьную жизнь

«ПЯТАЯ СТУПЕНЬКА»

  Пояснительная   записка 

Каждому взрослому человеку  известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное.

 И тогда человека  одолевают самые проти­воречивые чувства:  печаль расставания, радостное нетерпение, опасе­ние чего-то неизвестного... Он находится в постоянном напряжении.

Каждому взрослому  знакомо подобное со­стояние.  Тогда становится легче понять психологическое состояние ребенка в трудный период его жизни -в промежуток перехода из начальной ступени обучения в среднее звено (между статусом младшего школьника и младшего подростка).

Как и взрослые, дети 10 – 11  лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом; у них нарушается биологическое и психологи­ческое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напря­женность. Потеря внутренней стабильности организма может сопрово­ждаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками тем­пературы, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые «шероховатости» характера; упрямство, несосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоя­нии жизненного кризиса, на перепутье цепей, желаний, ожиданий.

Приход на экскурсию в среднюю школу, приобретение нового портфеля, пенала и прочих школьных аксессуаров придают некоторую определен­ность контурам школьного будущего пятиклассника и значительно успокаивают ду­шевную сумятицу ребенка.

Для ребенка приход в школу — это своеобразное «оформление на должность» (по меткому выражению ТА. Нежновой). И должность эта весьма заманчива, но для большинст­ва детей выступает своей внешней стороной. «Настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель Школьных Правил. Он слушает(ся) учителя, поднимает руку и получает отметки» — сыграть а такую игру жаждет практически любой будущий пятиклассник

Но достаточно ли психологически подготовлен обладатель по­добных представлений для успешного начала обучения в средней школе?

Нам кажется, что в таком слишком поверхностном детском представлении о школе таится серьезная опасность и для ребенка, и для его будущего учителя. ?

Наш курс «Введение в школьную жизнь. Пятая ступенька» создан для того, что­бы на пороге средней школы, в промежутке между статусом младшего школьника  и младшего подросткам, помочь ребенку построить содержательный образ «настоя­щего школьника».

Это своеобразное посвя­щение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

 Цель курса: формирование положительного отношения к школе.

 Задача курса : Создание условий, способствующих успешному протеканию процесса адаптации учащихся пятых классов при переходе из начальной ступени обучения в среднее звено.

 Курс состоит из четырех разделов:

Подготовительный этап:

Время проведения: IV учебная четверть

- Психологическая игра «Впереди у нас – пятый класс!» (МБОУ НОШ № 6, май)

- Открытые занятия для четвероклассников (химия, физика, история и др.) МБОУ СОШ № 13.

Цель: повышение учебной мотивации (май)

- Экскурсия по средней школе (IV учебная четверть)

Основной этап:

Время проведения: I учебная четверть

- I  раздел  -  5 занятий, которые лучше проводить в период адаптации пятиклассников, т.е. в сентябре - ноябре ( 1 четверть).

Занятие состоит из нескольких частей :

1)      интеллектуальная минутка (3 мин);

2)      активизация  познавательных способностей (15 мин.);

3)      валеологическая пауза (5 мин);

4)      развитие навыков сотрудничества и общения. (15 мин.)

5)      Рефлексия (2 мин)

Общая продолжительность занятия- 40 мин.

II раздел  – проведение «Недели пятиклассника»

III – раздел  – диагностика учащихся 5 классов (начальный этап)

Результатами обучения на курсе является формирование навыков сотрудничества и общения, активизация процессов памяти, внимания, что является необходимым условием для успешного протекания процесса адаптации школьника к условиям среднего звена.                     

Содержание занятий курса «Пятая ступенька»

(II раздел) 

№ пп

кол-во

часов

тема занятия

1

1

«День знакомств»

- Игра «Будем знакомы!»

- Виртуальная экскурсия по школе «Путешествие по школе от А до Я»

2

1

«День правил»

- Знакомство с правилами  школьного  этикета.

Интеллектуальная игра «Этикет для подростков»

3

1

«День наук»

Интеллектуальная игра «ШКОЛА»

4

1

«День класса»

Психологическая игра «Планета моего класса»

- Написание мини - сочинений «Моя новая школа»

5

1

«Школьный день»

Интеллектуальная игра «Строим школу радости, школу успеха»

Рисование на тему «Моя новая школа»

 Презентация "ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"

Программа по введению в школьную жизнь "Пятая ступенька"

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»